24 апреля – Светлое Христово Воскресение
На вопросы по пасхальной теме отвечает протоиерей Олег Кириченко, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в рабочем посёлке Средняя Ахтуба.
«Церковь на сегодняшний день остается единственной силой, которая способна формировать жизненное мировоззрение, потому что она может затрагивать самые глубокие стороны человеческой души, недоступные ни идеологии, в которой рано или поздно вегда наступает разочарование, ни модной поп-культуре, которая всегда скользит по поверхности и неспособна даже близко подойти к ответу на фундаментальные вопросы человеческого бытия»
КИРИЛЛ, Святейший Патриарх Московский и всея Руси
— Батюшка, почему Пасха — главный праздник года?
— Слово Пасха означает «переход». Сам Сын Божий, через воскресение из мёртвых, перешёл от этого мира к Отцу небесному, от земли на небо, освободив от вечной смерти и тех, кто принял Его, стал верующим во имя Его. Пасха – это и переход от старого (Ветхого) завета к Новому. Праздник возвещает обновление и спасение мира от дьявольского рабства. Свет Воскресения Христова озаряет будущее, вечную жизнь и судьбу каждого христианина за гробом. В пасхальном празднестве ярко присутствует тема связи двух миров: мира земного, материального, и мира небесного, горнего. Предстоя гробу Господню, мы уверяемся: всё, что казалось важным в земной жизни, теряет смысл, и по-настоящему важным становится иное. Для христианина нет более радостного дня, чем этот, ибо Христос смертью смерть попрал — победил, Сам воскрес из мёртвых, и нам подарил вечную жизнь. Именно это побуждает всех нас почитать Пасху как самый великий день года, как «праздников праздник и торжество торжеств».
— Как нужно проводить этот день?
— Как праздновалась Пасха раньше, видно из слов святого Григория Нисского. «Сегодня, — говорил он, — вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного занятия, оставив дела обыкновенныя, как бы по данному знаку, обращается к молитве… Как новый, только что образовавшийся рой пчёл, в первый раз вылетевший из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены семейств отовсюду собираются в свои дома».
Всем нам следует встречать праздник именно так — в святости, в благоговении и чистоте.
Предшествует ему Великая Суббота — последний день Великого поста — самая постная из всех суббот. Пища без растительного масла. В этот день мы вспоминаем Христа, лежащего во гробе.
Хозяйки готовят пасхальные кушания и несут их в храм для освящения. Ближе к полуночи верующие вновь подтягиваются к храмам. В это время начинается пасхальный крестный ход.
Современные электронные средства массовой информации предоставляют возможность участвовать в ночном торжестве всем тем, кто по различным причинам не смог быть в эту благодатную ночь в Божьем храме. После 23 часов сразу несколько телевизионных каналов начинают трансляцию патриаршего Богослужения из самого главного храма России – храма Христа Спасителя. Чем замечательны эти телетрансляции, так это великолепным комментарием всего происходящего.
Напитав души духовной пищей и небесным хлебом (причастием святых Христовых Тайн), верующие, возвратившись из храма домой, приступают к «разговлению». Этим словом именуется радостная и торжественная трапеза, знаменующая собой окончание поста. За столом обычно собирается вся семья, так принято отмечать этот праздник.
— Многие на пасхальное освящение, кроме пасхи и яиц, приносят вино, колбасу, мясо… Правильно ли это?
— В канун торжества верующие приносят для освящения в храм пасхальные кушания — не только окрашенные в разные цвета яйца, творожные пасхи и куличи, но и мясные яства и, часто, вино. Это совершенно нормально, обычай весьма древний. «Совершая память Христа, Агнца (Ягнёнка) Божьего, страдальчески принесенного в жертву за очищение грехов всего мира, христиане, — говорится в «Новой Скрижали», — в доказательство духовного веселья, в день св. Пасхи, приготовляют пищу из мяс безсловесного ягнёнка, освящённого благословением церковным».
Безусловно, порицая пьянство и разгул, церковь, вместе с тем, устами Давида-царя свидетельствует, что «вино веселит сердце человека». В нашей жизни могут и должны быть дни веселья и особой радости. На радостной трапезе в день Светлого Христова Воскресения умеренное употребление верующими вина не может считаться предосудительным, как не было предосудительно и самое первое чудо Спасителя, совершённое им на браке в Кане Галилейской: превращение воды в вино…
— Почему нельзя поминать усопших на Пасху?
— В не столь уж далёкие безбожные времена посещение кладбища, уход за захоронением близкого человека по сути являлись единственным (часто подсознательным) соприкосновением человека с миром иным. Душа абсолютно каждого человека по своей природе нематериальна, она христианка (такое мнение высказывал ещё в III веке Тертуллиан). Неосознанная потребность человеческой души в некоем соприкосновении с тем, что за гробом, как раз и выразилась в том, что в советские годы именно на Пасху (когда вспоминается смерть и воскресение Христа) массы духовно забитого народа толпами бросались к местам захоронений своих родных, зачастую сопровождая уход за могилками языческой тризной с употреблением спиртного. Возникла своеобразная нездоровая традиция.
Сейчас всё изменилось. Явных гонений на христиан нет. Настало время духовного просвещения и возвращения народа к православной вере. Допустимо ли в наши дни массовое посещение кладбищ в Пасху? Однозначно, нет. Данный обычай следует всячески искоренять. Весьма дурно поступают власти, популистски предоставляя в первый день св. Пасхи транспорт для посещения кладбищ. Пасхальное поминовение усопших совершается на второй неделе Пасхи – преимущественно во вторник. День этот получил наименование «Радоницы». С глубокой древности поминовение усопших совершается именно в это время — после торжеств Пасхи. Мы разделяем нашу радость с усопшими близкими.
Вот тогда и нужна помощь людям с транспортом. Когда-то этот день объявлялся нерабочим днём, к чему и сейчас нужно побуждать наших «народных избранников». Важно, чтобы всё в этот день было благопристойно и чинно. Не языческие тризны, но пасхальная церковная молитва должна сопутствовать тем, кто действительно желает добра своим умершим.
— Как правильно приветствовать друг друга, и обязательно ли христосоваться?
— Радостное пасхальное приветствие «Христос воскресе!» напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о воскресении Христовом, с изумлением и радостным восторгом спрашивали один у другого: «Христос воскресе?» и отвечали один другому: «Воистину воскресе!» Троекратное взаимное лобзание является выражением любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с триединым Богом через смерть и воскресение Иисуса Христа. В этих кратких словах заключается вся сущность нашей веры, вся твёрдость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. При целовании и приветствии верующие издревле дарят друг другу окрашенные яйца. Яйцо – символ новой жизни. Окрашенное красной краской (а в старину именно так), оно напоминает нам, что наша новая жизнь приобретена пречистой кровью Иисуса Христа. Вплоть до праздника Вознесения (в этом году 2 июня) верующие, вместо «Здравствуй», «Доброе утро», «Добрый день» приветствуют друг друга только так: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!»